Особенности армирования ленточного фундамента

Безошибочное армирование ленточного фундамента

Когда занимаешься строительством дома, хорошо, если есть рядом человек, который в “теме”. К нему всегда можно обратиться за советом. К сожалению, не у всех среди друзей и родственников есть профессиональные строители. Многим приходиться выкручиваться самим. Искать компанию-застройщика или бригаду шабашников, приезжать раз в неделю на подпись договора или самостоятельно закупать материалы и ежедневно контролировать весь процесс.

Стройка — дело не простое. И какие-то недочеты обязательно случаются. Что-то можно исправить по ходу работ, какой-то мелкий косячок не играет существенного значения. А чтобы не ошибиться по-крупному — думайте, учитесь, читайте, советуйтесь с профессионалами, а не дилетантами. А главное — не бойтесь, у Вас все получится.

Это должен знать каждый — правила армирования

На арматуре, как и на бетоне, экономить нельзя. Это тот случай, когда “Лучше перебдеть, чем недобдеть”. Если денег не хватает, сэкономьте на отделке или отложите на потом строительство бани. Использование для фундамента неподходящей арматуры всегда приводит к его разрушению. А ремонт (если он возможен) обходится дороже, чем строительство.

При армировании ленточного фундамента нельзя:

  • Использовать арматуру с гладкой поверхностью в качестве основной. Гладкая арматура применяется только как вспомогательная.
  • Сваривать каркас на углах фундамента. Сварка вообще не рекомендуется для создания каркаса. Места сварки в первую очередь подвержены коррозии, прочность на разрыв в них меньше. Но если все же решили использовать сварку, то хотя бы углы нужно связать вручную.
  • Увеличивать шаг армирования в желании снизить трудоемкость (наиболее оптимально до 30 см). При расстоянии между стержнями свыше 30–35 см железобетонная конструкция работает плохо. Несущая способность фундамента существенно снижается.
  • Использовать для каркаса обрезки арматуры. Чтобы арматура работала, соединять ее нужно с нахлестом в 30–40 см при вязке и 10–15 см при сварке. При соединении стержней длиной 0,5–1,5 метра количество стыков увеличивается. Перерасход арматуры возрастает на 50–60%. Чем меньше расстояние между соединениями, тем больше риск деформации конструкции в ходе эксплуатации.
  • Размещать арматурный стык на участке с высокой степенью нагрузки. Если по каким-то причинам все же приходится это делать, то регулируют длину нахлеста. В проблемных зонах нахлест должен составлять 90 диаметров прута.
  • Располагать арматурные стержни на расстоянии менее 5–6 см друг к другу. При частом расположении бетон не пройдет и не сцепится с арматурой как следует, а щебень застрянет между прутьями.
  • Определять по диаметру арматуры ее назначение и менять диаметр на свое усмотрение. Стержни одного и того же диаметра в центре ленты могут выполнять конструктивную функцию, а по краям служить рабочей арматурой.
  • Оставлять бетонный защитный слой более 5 см. Слишком толстый слой со временем отслоится и осыплется.

Основа армирования железобетона — это правильные расчеты и соблюдение всех требований.

Выбор арматуры для ленточного фундамента

Форма и сечение арматурного каркаса зависит от сечения будущего фундамента. Для ленточных фундаментов глубиной до 80 см монтируют 2 пояса рабочей арматуры, для ленты глубокого заложения необходимо 3 пояса.

Необходимо учитывать величину защитного слоя со всех сторон. Например, если сечение фундамента 300×300 мм, то сечение каркаса — 200×200 мм.

По назначению стержни бывают:

  • продольные (рабочая арматура);
  • конструкционные (хомуты).

Арматурные каркасы ленточных фундаментов монтируют из стержней класса A2(А300) и А3(А400).

Диаметр арматуры выбирают в зависимости от предполагаемой нагрузки. Для тяжелых кирпичных домов — 12–14 мм, для легких достаточно будет 8–10 мм.

Диаметр хомутов составляет 6–8 мм. Для фундаментов глубокого заложения используют хомуты диаметра 8–10 мм.

Как правильно вязать арматуру?

Прочность связанного каркаса выше, чем у сварного. Но если при монтаже фундамента предусмотрена качественная гидроизоляция, используется водонепроницаемый бетон, то можно на прямых участках для увеличения скорости и в целях экономии арматуры (за счет длины нахлестов) применить и сварку. Углы связывать не только желательно, но и необходимо.

Инструменты для вязки:

  • пистолет;
  • вязальный крючок;
  • шуроповерт, в патрон которого вставлен толстый Г-образный гвоздь;
  • плоскогубцы.

Обычно строители пользуются тем инструментом, к которому они привыкли. На больших стройках используют специальные пистолеты, каркасы для частных домов вяжут чаще всего с помощью вязальных крючков.

Кроме инструментов, необходима обожженная стальная вязальная проволока диаметром 1,2–1,4 мм или пластиковые хомуты. Использование хомутов значительно ускоряет процесс вязки, но прочность у них ниже, чем у проволоки. Часто они не выдерживают нагрузки при заливке бетона.

Вязка арматуры — способы и схемы

Самый простой вариант:

  1. Отрезок проволоки длиной 35–40 см складываем вдвое
  2. Заводим проволоку под арматуру
  3. Продеваем крючок в петлю
  4. Накидываем пальцами на крючок конец проволоки
  5. Вращаем крючок, регулируя натяжение проволоки
  6. Достаем крючок из петли

Для удобства вязки используют самодельные верстаки. На них можно вязать не только плоские сетки, но и двухрядные каркасы. Удобно работать в паре — два строителя с обеих сторон одновременно соединяют поперечные стержни каркаса.

Второй способ похож на первый, но требует больше сноровки. В вязке участвует только одна рука, вторая остается свободной.

  1. Проволоку просовываем под арматуру
  2. Крючок продеваем в петлю и захватываем им свободный конец проволоки
  3. Загибаем и закручиваем проволоку

Сложнее всего научиться правильно вязать арматуру по углам. Существует 3 варианта угловых соединений:

  • Лапкой. Конец каждого стержня загибают под углом 90 градусов. Загнутый участок присоединяют к вертикальному стержню. В результате прутья соседних стен оказываются присоединены друг к другу.
  • Г-образными хомутами. Стороны хомута привязываются к каркасам перпендикулярных сторон. Внутренние хомуты соединяются с наружными.
  • П-образными хомутами. На угол необходимо два хомута, каждый из которых крепится к двум параллельным и одному перпендикулярному прутьям.

На тупых углах к стержню, согнутому под нужным углом, прикрепляют для усиления дополнительный. Углы свыше 90 градусов требуют установки вертикальных стержней.

Вертикальные и поперечные хомуты по углам и в области примыкания стен устанавливаются в 2 раза ближе друг к другу, чем в остальных местах.

Сгибают металлические стержни на станках или тисками.

Ошибки при армировании углов

Чаще всего допускают следующие ошибки:

  • Использование одного контура обвязки
  • Отсутствие конструктивной арматуры между каркасом и подошвой основания
  • Использование на углах стержней без анкеровки
  • Соединение арматуры при помощи сварки

Армирование напрямую влияет на прочность сооружения. Нельзя выполнять его наугад. Правильные расчеты, качественный материал и опытные строители — залог прочности и долговечности не только фундамента, но и дома в целом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: